ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Образовательные стандарты
Уважаемые родители и педагоги!
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 году Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"17 октября 2013 года. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ вступил в силу с 01 января 2014 года.
Нормативно - правовые документы
- Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 17.10.2013г. №1155 "Об утверждении ФГОС ДО" (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013г. № 30384)
- Комментари к ФГОС ДО (Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249);
- Рекомендации по переработке (корректировке) основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) в соответствии с ФГОС ДО;
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.;
- Примерный перечень оборудования для оснащения помещений развивающей предметно - пространственной среды ДОО, имеющих в своей структуре группы компенсирующей направленности;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП - ОП ДО (утв. Приказом министерства образования и науки рф от 30 августа 2013 г. № 1014);
- План мероприятий («дорожная карта») введения ФГОС ДО в организациях Иркутской области, осуществляющих образовательную деятельность по ОП ДО;
- План реализации мероприятий («дорожная карта») введения ФГОС ДО в организациях Иркутской области, осуществляющих образовательную деятельность по ОП ДО.
Изменения в работе дошкольных организаций
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру. На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы (на языке профессионалов это звучит так: основная общеобразовательная программа дошкольного образования) и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. В Министерстве образования создан Координационный Совет, куда на экспертизу будут поступать различные программы, а какие утвердят, мы пока не знаем. Утвержденные федерацией программы мы ждем в конце 2013 начале 2014 года. С учетом примерных федеральных программ в каждой дошкольной организации будет разработана собственная программа, мы ее называем «основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Каждый родитель может и должен познакомиться с ее содержанием в детском саду.
Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия и самоценности детства. Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т.е. та, классно — урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена. Мы считаем что, принятие стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей.
Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для и для родителей.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования включает в себя требования:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.
Стандарт обеспечивает государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.
Стандарт учитывает:
- самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
- социокультурное разнообразие детства;
- возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
- потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Связь целевых ориентиров ФГОС ДО и Требований ФГОС НОО
В федеральном государственном образовательном стандарте содержится требование, которым объединяется большинство целевых ориентиров, связанных с умением ребенка учиться. Это формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации основной образовательной программы (далее – ООП) дошкольного образования, ее характера, особенностей развития детей. Под целевым ориентиром понимаются социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Вместе с тем, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры необходимо учитывать в процессе планирования образовательных результатов освоения учащимися ООП начального общего образования. Данное общее требование конкретизируется в ряде целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования (табл.)
Группы УУД по ФГОС начального общего образования | Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования в части формирования предпосылок учебной деятельности |
Коммуникативные УУД | Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми |
Личностные УУД | Овладение основными культурными способами деятельности |
|
|
|
|
|
|
Понятие "предпосылки учебной деятельности" означает, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте остается игра, но первичные навыки саморегуляции, самоконтроля, познавательной активности, навыки взаимодействия, достигаемые как целевые ориентиры, становятся базой, на которой в дальнейшем формируется совокупность универсальных учебных действия, являющихся основой метапредметных образовательных результатов учащихся начальных классов.
Преследуя цель обеспечить преемственность метапредметных образовательных результатов, важно учесть порядок организации и содержание входной диагностики в первом классе; характер анализа оценочной информации (включая соответствующие шаблоны), формы ее предъявления участникам образовательных отношений.
Также необходимо планировать мероприятия по коррекции уровня готовности учащихсяк получению начального общего образования (в т. ч. в части формирования универсальных учебных действий учащихся; далее – УУД) и разработать систему стимулирования инновационной практики педагогов по вопросам преемственности.